Click to order
Купить доступ к курсу
Total: 
Имейл (для доступа к онлайн-кабинету)
Оплату за обучение можно внести картой любого банка в любой валюте. После оплаты в течение нескольких минут на почту придет письмо с паролем и ссылкой доступа в личный кабинет. Если возникнут сложности с оплатой напишите ментору курса в Телеграм t.me/alexvoloshyn
1. Постановка задачи и UX-анализ решений
Первый модуль
Урок 1.1
Постановка задачи
На просторах СНГ дизайнеры унаследовали советскую школу, в которой учат в работе больше основываться на внутренних ощущениях и интуиции. Этот метод подходит художникам, которые занимаются художественным оформлением и самовыражением, но никак не дизайнерам, которые работают на бизнес, которому, в свою очередь, нужно получать прибыль. В то же время западные школы дизайна уже давно систематизировали знания и превратили процесс работы над продуктом, будь это фирменный стиль, сайт, веб-сервис или мобильное приложение, в четкий алгоритм, основанный на конкретных данных, получаемых в результате исследований.

Сложность работы дизайнера заключается в том, что при постановке задачи обозначена только цель бизнеса (получить прибыль), но что нужно сделать, что бы достичь этой цели, не всегда четко обозначено, и дизайнер находит решение в процессе своей работы. Результатом работы дизайнера является четко описание решения (в нашем случае это некий цифровой продукт) в виде документации и макетов (прототип, графическое оформление). Это решение призвано помочь бизнесу достичь поставленной цели. И если есть видение будущего результата, значит в руках дизайнера и клиента всегда будут критерии, по которым оценивается конечный результат и есть возможность проверить, достигли мы поставленной цели или нет.

Таким образом сайт нужно рассматривать как цель, которую нужно достичь. А для любой цели важно детальное описание, благодаря которому формируется четкое видение будущего результата. Также не стоит забывать, что кроме дизайнера над проектом работает целая команда, в которую входят, как минимум, менеджер проекта и программист, и все члены команды, и клиент, должны понимать, к какой цели они идут, что должно получиться в итоге, какой результат нужно получить.
Вопросы для определения задачи
Эти вопросы нужно задать клиенту или менеджеру проекта, чтобы получить вводную информацию и четко определить цель проекта, что нужно сделать, внятно сформулировать задачу:

  • Какой идеальный конечный результат нам нужен?
  • Где мы хотим быть через пол года, год или пять лет?
  • Как мы поймём, что проект реализован, каковы критерии достижения результата?
  • Какую проблему бизнеса должен решить сайт, каких целей нужно достичь?
  • Какова бизнес-модель (как бизнес зарабатывает сейчас, или хочет заработать если это стартап, где в бизнес-модели находится сайт)?
  • Есть ли конкуренты или примеры похожих реализованных проектов?
  • Определить целевую аудиторию: для кого сайт?
  • Выяснить все требования с точки зрения бизнеса, какой должен быть функционал чтобы достичь целей?
  • Выяснить начальные технические требования, технологии.
  • Что обязательно должно входить в первую версию продукта (MVP)?
  • Что нам может помешать? Предположим, мы оказались в будущем (через 6 месяцев) и наш проект провалился. Какой могла быть тому причина, какой информации нам не хватает?
Урок 1.2
UX-анализ с помощью CJM
Исследования — это сбор информации, получение пищи для ума. И чем больше будет собрано информации, в рамках работы над проектом, тем выше будет вероятность сделать сайт, который принесет пользу пользователю и прибыль бизнесу.

Довольно часто клиент, обращаясь к дизайнеру, дает ему минимум информации потому, что он сам не всегда располагает всеми необходимыми данными, плюс есть такой стереотип «ты ж дизайнер, ты должен все знать». Дизайнер и в самом деле должен знать много, но для этого ему нужно получить всю необходимую информацию, чтобы потом найти решение для поставленной задачи.

Когда дизайнер получает минимум информации то в условиях так называемого информационного вакуума его мозг начинает генерировать информацию, которая может быть основана либо на предыдущем опыте, либо это просто предположения и фантазии. Это значит, что дизайнер начинает придумывать проблемы и потребности которых на самом деле может и не существовать, тем самым отдаляясь от реальности. Это приводит к тому, что дизайнер не может обосновать своё решение так как у него нет опоры в виде реальной информации, и нет критериев для оценки результата.
Как сказал однажды Артур Конан Дойл, заставлять мозг работать, когда для этой работы нет достаточного материала, — всё равно, что перегревать мотор. Он разлетится вдребезги.

Александр Волошин
Автор и ментор курса
Исследования нужны для того, чтобы получить нужную информацию и свести все поля информации в единое целое. Если информации не хватает значит нужно продолжать исследовать до получения полной картины, потому, что муза и вдохновение приходят только после упорной работы по сбору и анализу данных. Если вы изобретаете проблемы и потребности — это ведет к проблемам в работе, со всеми вытекающими последствиями.

Важно включить на этапе сбора информации интерес и внимательность на полную. Благодаря интересу к теме сбор информации становится увлекательным процессом, а внимательность позволит изучить всё детально, что и позволит выйти за рамки стереотипов и стандартных представлений. Нужно на время забыть все, что ты знал до этого по сфере, которую ты будешь исследовать, представить что ты в этом полный ноль, иначе уже имеющиеся знания будут препятствовать получению новой информации.
Бизнес-требования и пользовательские требования
В начале работы над проектом часто описываются бизнес-требования, то есть это описание некоего функционала, который должен быть на сайте. Бизнес-требования — это только гипотеза о том, что должно быть на сайте и как он должен работать, чтобы приносить деньги бизнесу. Поэтому не стоит принимать их за истину в последней инстанции. После проведения полноценных исследований станет более понятно, что на самом деле должно быть в продукте, а что лишнее… а может быть и так, что проблема высосана из пальца и задуманный сайт вообще никому не будет нужен.

У начинающих дизайнеров возникают вопросы относительно понимания фундаментальных понятий: если относительно технологий вопросов нет, то с тем, как отличить бизнес-требования от пользовательских требований бывают сложности, как не спутать цели с требованиями.

Вопрос: Бизнес-цели и требования — это одно и тоже? Как отличать одно от другого?
Ответ: Цель бизнеса, в основном, что-то продать (товар, услугу), он продает некую ценность; требование — это то, что по мнению бизнеса должно присутствовать в продукте и обеспечить продажу.

Вопрос: Возникли проблемы с пониманием бизнес-требований и пользовательских требований, они могут быть одинаковыми?
Ответ: Бизнес продает решение некой проблемы пользователя, то есть бизнес предлагает ценность, цель бизнеса — получить прибыль; у пользователя есть некая проблема которую он хочет решить, или потребность которую он хочет удовлетворить минимальными усилиями — это его цель.

Пример целей бизнеса и бизнес-требований: Петя кондитер, он продает торты, это его товар. Петя хочет продавать как можно больше тортов и заработать на этом — это цель бизнеса. Чтобы продавать торты Пете нужны магазины с витринами, продавцами, кассами и прочее — это бизнес-требования.

Пример целей пользователя и пользовательских требований: Юля любит сладкое, любит разнообразие, любит пробовать что-то новое, но и иметь доступ к уже полюбившимся сладостям, она хочет сделать свою жизнь приятнее — это цель пользователя. Юля хочет знать где находится ближайший магазин со сладостями, когда завезли что-то новенькое или когда проходит акция, прийдя в магазин она хочет знать цену товара, из чего он сделан и когда его изготовили — это требования пользователя.
Customer Journey Map (CJM)
Это продвинутый инструмент для проведения исследований, который чаще всего применяется в сервис-дизайне. Как сделать CJM подробно описано в статье Алексея Копылова, в которой он подробно разбирает как пользоваться этим инструментом (https://copylove.medium.com/customer-journey-map-8a5ac61d6b5e). Этот инструмент часто используется в тех случаях, когда уже есть некое работающее решение (сайт, мобильное приложение, оффлайн сервис) и помогает найти болевые точки на пути пользователя к своим целям.
Выше показан пример анализа ситуации с помощью CJM, который делался во время работы по улучшению интерфейса системы управления игровыми сессиями для клубов виртуальной реальности от компании ArviVR (кликни по изображению чтобы скачать себе на комп).
Урок 1.3
Как провести UX-анализ
Инструкция о том, как составить CJM:
  1. Определить цель пользователя.
  2. Определить основные шаги (места), которое проходит пользователь.
  3. Определить что важно для пользователя на кажом шаге.
  4. Определить действия, которые нужно совершить на каждом шаге.
  5. Определить что хорошего на каждом шаге.
  6. Определить проблемы, с которыми сталкивается пользователь на каждом шаге.
  7. Выписать идеи о том, как убрать проблемы на каждом шаге (если есть идеи).
  8. Добавить скриншот страницы/экрана.

Ниже пример, которы разбирался в видео. Кликни на изображение, чтобы перейти к документу и скопировать его себе на Google Диск.
Ниже шаблон документа для ux-анализа. Кликни на изображение, чтобы перейти к документу и скопировать его себе на Google Диск.
Стоимость доступа к курсу
$90
Оплата производится картой любого банка в любой валюте. После оплаты получаешь доступ к онлайн-кабинету и начинаешь обучение.

Остались вопросы? Хочешь пройти обучение с ментором? Пиши в Телеграм t.me/alexvoloshyn
UX Clan © 2016-2021
Образовательный проект
Александра Волошина
Киев, Украина
Контакты
voloshin78@gmail.com
+38 097 941-7655
Made on
Tilda